Письмо в Минпромторг РФ

В Министерство
промышленности и торговли
Российской Федерации

Открытое письмо российских производителей и дистрибьюторов настольных игр с просьбой принять меры по усилению контроля за оборотом контрафактной продукции на маркетплейсах


Настоящим письмом просим обратить внимание на актуальную проблему, связанную с реализацией контрафактных настольных игр на российских маркетплейсах, и оказать содействие в борьбе с контрафактом и подделками.

Годовые объемы продаж контрафактных настольных игр превышают 2 млрд рублей, что составляет около 8% рынка настольных игр. Речь идет о низкокачественной продукции, которая имитирует популярные отечественные игры: неправомерно использует их названия и зарегистрированные торговые знаки, копирует их содержание и оформление – что вводит в заблуждение покупателей, которые полагают, что приобретают оригинальный качественный товар. В основном такие подделки производятся на анонимных зарубежных предприятиях, ввозятся в Россию в обход легальных таможенных процедур, аккумулируются на оптовых рынках, а затем массово попадают на онлайн-платформы маркетплейсов.

Одной из важных причин, по которой в настоящий момент невозможно эффективно ограничить распространение контрафактной продукции на маркетплейсах, является сложившаяся правоприменительная практика, при которой согласно статье 1253.1 Гражданского кодекса Российской Федерации «Особенности ответственности информационного посредника» маркетплейсы не несут ответственности за продажу контрафактной продукции в силу своего статуса «информационного посредника» в онлайн-торговле.

Считаем необходимым предложить внести изменения в законодательство Российской Федерации, дополнив пункт 5 статьи 1253.1 Гражданского кодекса Российской Федерации формулировкой о том, что правила статьи не применяются к деятельности маркетплейсов (владельцев агрегаторов) вне зависимости от того, предлагают ли товар к продаже сами маркетплейсы или третьи лица, зарегистрированные на таких площадках в качестве продавцов. Просим Вашей поддержки, подготовки и запуска в работу соответствующих законодательных инициатив.

Информируем, что в рамках комплексной работы по предотвращению распространения контрафакта на маркетплейсах нами также направлены письма в адрес маркетплейсов wildberries.ru (ООО «РВБ»), ozon.ru (ООО «Интернет Решения»), yandex.market.ru (ООО «Яндекс»), megamarket.ru (ООО «Маркетплейс») с рядом требований и предложений по созданию инструментов по борьбе с контрафактом для правообладателей.

В приложении к настоящему письму направляем обоснование важности принятия предлагаемых нами законотворческих инициатив, а также суть наших требований и предложений к маркетплейсам.

Учитывая масштабы, которых достигла деятельность российских маркетплейсов, сопоставление и синхронизация интересов маркетплейсов с интересами тысяч небольших и средних добросовестных компаний, является важным элементом развития конкуренции и создания благоприятной деловой среды в целом. Просим оказать содействие в формировании правовых и экономических стимулов для маркетплейсов в борьбе с распространением контрафакта и подделок настольных игр на своих онлайн-платформах.

С уважением,


  1. ООО «Мир Хобби», крупнейшее российское издательство настольных игр; Акулов Михаил Владимирович, генеральный директор,  https://hobbyworld.ru/

  2. ООО «ГаГа» (GaGa Games), одно из крупнейших российских издательств настольных игр, производитель более 100 известных игр, в том числе «Кодовые имена», «Длина волны», «Война кольца», серия игр Unmatched, «Ведьмак»; Курилов Алексей Геннадьевич, генеральный директор, https://www.gaga-games.com/.

  3. ООО «Экивоки», издатель популярных настольных игр «Экивоки», «Спойлер», «Взлёт разрешен!»; Якимук Ольга Владимировна, генеральный директор, https://www.ekivoki.ru.

  4. ООО «Экономикус», издатель хитов 2023-2024 «Бункер» и «Письма Призрака», а также популярной серии игр «Мемы»; Корженков Фёдор Федорович, генеральный директор, https://www.economicusgame.com.

  5. ООО «Независимые игры» (Лига Партизан), объединение независимых издателей и дистрибьютор настольных игр, поставляет настольные игры в сотни магазинов и региональных торговых сетей по всей стране, а также реализует настольные игры на маркетплейсах; Николаева Ольга Викторовна, генеральный директор,  https://www.ligapartizan.ru.

  6. ИП Дрогайцев Вячеслав Васильевич (GAMES Corporation), издатель настольных хитов «Хугермугер» и «Мухобойка», https://gamescorporation.ru/.

  7. ИП Опаричев Евгений Борисович (doJoy), издатель популярных детских развивающих игр: «Фефекты фикции», «Запуск речи», «Чумачечий квест» и многих других; https://dojoy.ru/.

  8. ООО «ГеоДом», производитель настольных игр и полиграфической продукции, издатель популярной серии настольных игр «Флагомания», «Мегафлагомания» и «Правда-ложь»;  Полинкова Анна Юрьевна, директор производства, https://geodom.online/.

  9. ИП Федотов Максим Иванович (Crowd Games), издатель адаптированных для российской аудитории версий зарубежных хитов: «Брасс», «Пэчворк», «Корни» и многих других настольных игр; https://www.crowdgames.ru/.

  10. ООО «Правильные Игры», издатель серий популярных стратегических игр «Эволюция», «Океаны», «Зельеваренье»; https://rightgames.ru/.

  11. ИП Короткий Игорь Вадимович, производитель головоломок под маркой iDventure; https://квестбокс.рф/.





  12. Приложение к открытому письму российских производителей и дистрибьюторов настольных игр с просьбой принять меры по усилению контроля за оборотом контрафактной продукции на маркетплейсах


    На крупнейших маркетплейсах (OZON, Wildberries, Яндекс.Маркет, Мегамаркет) ежемесячно выявляются сотни карточек с подделками популярных российских настольных игр. Число предложений подделок на одно предложение оригинального товара, попавшего под прицел нарушителей, может достигать нескольких десятков. Например, по одной только игре «Бункер» издательства «Экономикус» в период с 15 мая по 26 августа 2024 года на маркетплейсах были выявлены 381 товарные карточки с предложениями подделок.

    Жертвами такого положения дел становятся все – от каждого отдельного покупателя до государства в целом.

    Покупатели под видом продукции зарекомендовавших себя марок получают товар низкого качества. Подделки отличаются не только более дешевыми материалами, но и некачественной печатью, плохо скопированной графикой, текстовым содержанием с ошибками и опечатками, некорректной возрастной маркировкой. Контент в таких изделиях также зачастую бывает искажен или заменен на противоправный. Контрафактные игры не проходят сертификацию качества в соответствии с требованиями российских законов – а значит, поддельная игра может оказаться опасной для непосредственных потребителей, в первую очередь для детей. При этом в карточках таких товаров на онлайн-платформах недобросовестные продавцы почти всегда размещают фото и описания оригинальных игр, напрямую вводя покупателей в заблуждение.

    Ситуация с контрафактом наносит особенно большой урон российским издательствам популярных настольных игр. Например, продажи настольно-печатной игры «Спойлер» издательства «Экивоки» стремительно росли ровно до того момента, когда на российские маркетплейсы хлынул поток подделок. Это немедленно привело к падению онлайн-продаж игры в три раза и снижению продаж в офлайне более чем на 20%. Такие потери блокируют развитие отечественных производителей и разработку новых продуктов. Кроме того, на нет сводится огромная работа издателей по популяризации настольных игр как здорового и качественного вида досуга, способствующего налаживанию социальных связей: негативный опыт от использования подделок отталкивает покупателей и от оригинальных товаров.

    Тысячи офлайн-магазинов, предлагающих настольные игры в разных регионах страны, также теряют продажи при появлении на платформах маркетплейсов контрафакта. Подделки в 100% случаев предлагаются по бросовым ценам – в 2 - 2,5 раза ниже среднерыночных. Ознакомившись с качественным оригинальном товаром и получив грамотную консультацию в офлайн-магазине, покупатель с большой вероятностью сделает выбор в пользу значительно более дешевого предложения на платформе маркетплейса (и лишь при получении товара узнает, что деньги были потрачены на некачественную подделку). Мы регулярно получаем от региональных магазинов просьбы об удалении с онлайн-платформ предложений контрафакта, из-за которых магазины теряют продажи. К сожалению, наши возможности в этой части на текущий момент ограничены.

    Как и в других отраслях со значительной долей контрафакта, потери несет и государство. Снижение продаж российских издательств и официальных дилеров настольных игр ведет к сокращению налоговых платежей от их деятельности. А поскольку подделки преимущественно поступают из-за рубежа и ввозятся на территорию РФ за рамками официальных таможенных процедур, бюджет недополучает доходы  от их оборота в виде разных видов налогов и ввозных пошлин.

    Продажа контрафакта происходит преимущественно на онлайн-платформах маркетплейсов.  В силу специфики своей бизнес-модели маркетплейс заинтересован в том, чтобы максимально упростить выход на платформу для любого продавца независимо от его намерений и правовой грамотности. В итоге недобросовестные продавцы получают целый ряд преимуществ при использовании функционала маркетплейсов:


    - подделка быстро и бесплатно попадает в поисковые выдачи по популярному названию игры, при этом продукт не нуждается в продвижении;

    - продавцы могут легко скопировать содержимое чужих карточек с описанием оригинальных товаров;

    - подделки получают широкий региональных охват за счет огромной логистической и информационной инфраструктуры маркетплейсов;

    - подделки получают преимущества в поисковой выдаче за счет более низких цен (по той же причине продавцы оригинальных игр искусственно понижаются в рейтингах);

    - нарушители также получают определенную легитимизацию своей деятельности, действуя под узнаваемым и популярным брендом маркетплейса.


    В этой ситуации маркетплейсы, с одной стороны, могли бы стать наиболее эффективным инструментом защиты рынка от контрафакта. Но с другой, не имеют достаточных стимулов помогать производителям бороться с нарушениями.

    Считаем необходимым внедрение дополнительного инструментария для правообладателей по борьбе с контрафактом на маркетплейсах. Письма со следующими предложениями направлены в адрес маркетплейсов wildberries.ru (ООО «РВБ»), ozon.ru (ООО «Интернет Решения»), yandex.market.ru (ООО «Яндекс»), megamarket.ru (ООО «Маркетплейс»):

    1. 1. С целью снижения ущерба, наносимого добросовестным участникам товарооборота, сократить до 3 рабочих дней регламентные и фактические сроки рассмотрения жалоб на предложения с контрафактным товаром и оперативно блокировать/скрывать карточки с подтвержденным нарушением прав на зарегистрированные товарные знаки.

    2. 2. Сократить до 5 рабочих дней регламентные и фактические сроки рассмотрения жалоб на нарушение авторских прав на графические и текстовые материалы, используемые в карточке товара.

    3. 3. Разработать и внедрить инструменты для правообладателей, не только позволяющие подавать жалобы на существующие нарушения, но и предотвращающие размещение предложений с нарушениями, а именно:

    • - дать возможность обладателям прав на бренд инструментами маркетплейса самостоятельно запрашивать и верифицировать документы, подтверждающие законность происхождения товара: закупочные документы, подтверждающие приобретение товара у авторизованного дилера, сертификат качества / отказное письмо;
    • - помещать в карантин товары, не прошедшие проверку правообладателем;
    • - ограничивать продажи своих товаров продавцами из других стран.

    1. 4. Относительно магазинов, систематически нарушающих авторские права производителей и других продавцов, предусмотреть следующие меры:

    • - блокировать возможность создания новых карточек для товаров, скрытых ранее по жалобам правообладателей;
    • - полностью блокировать магазины без возможности восстановления после повторных нарушений;
    • - блокировать возможность создания дублей магазинов с предложением одних и тех же товаров.

    1. 5. Проработать вопрос обмена информацией о продавцах контрафакта и подделок между маркетплейсами, например за счёт создания единой базы данных − «черного листа» недобросовестных продавцов.

    В совокупности предлагаемые изменения в работе маркетплейсов помогут не только более эффективно бороться с нарушениями авторского права и распространением поддельных товаров на платформах маркетплейсов, но и позволят предотвратить новые нарушения.